Рейтинг СМИ

Посетите рейтинг сайтов СМИ. В рейтинге учавствуют лучшие СМИ ресурсы.

Перейти на Рейтинг
Home » События

Российское самолетостроение на авиасалоне в Дубае

Среда, 30 ноября 2011

Состоявшийся 13—17 ноября авиасалон в Дубае (ОАЭ) поставил рекорд по сумме подписанных контрактов — более 60 млрд долл., в основном на гражданские лайнеры Boeing и Airbus. Обычно мажорный салон в этом году не обошелся без инцидентов: так, в ходе выставки пришла новость о катастрофе JF-17 пакистанских ВВС. В Дубае этот самолет активно продвигался Пакистаном: демонстрировался на статической экспозиции с внушительной номенклатурой вооружений и ежедневно участвовал в полетах.

ОАЭ резко раскритиковали французскую Dassault, чей Rafale они собирались закупить, причем большая часть делегации французской компании получила эту новость прямо по прибытии в Дубай. Беспрецедентные по резкости нападки шейхов могут перечеркнуть экспортные перспективы этого боевого самолета и, возможно, поставят крест на всей программе. Французы, впрочем, утверждают, что это банальное давление на поставщика с целью сбить цену.

На обратном пути с выставки по невыясненным причинам потерял управление и упал в море итальянский УБС M346 — аналог и конкурент российского Як-130. Российский авиапром на этой нескучной ярмарке благоразумно ограничился моделями и презентациями, масштабных целей перед собой не ставил и генератором сенсаций не был, предпочитая негромкую, но последовательную выставочную рутину. Может, оно и к лучшему: тише едешь — дальше будешь. П.2 делится первыми впечатлениями.

Россию на выставке представляли «Ростехнологии» и «Рособоронэкспорт», Объединенная авиастроительная корпорация, НПЦ газотурбостроения «Салют», «Вертолеты России», МКБ «Компас», авиакомпания «Волга-Днепр». Действующие образцы на выставку брать не стали, зато в моделях и макетах недостатка не было. Гражданский продуктовый ряд ОАК был представлен Sukhoi Superjet 100, Sukhoi Business Jet и МС-21. Военный — Су-35, МиГ-35 и Як-130. В центре внимания посетителей (и в центре стенда ОАК) на протяжении всего салона находился «3D-симулятор» семейства МиГ-29. Сами стенды также были оформлены ничуть не хуже конкурентов; не было недостатка и в гостях.

Скромность украшает

РИА «Новости» со ссылкой на анонимного представителя российской делегации утверждало, что «отсутствие действующих или хотя бы натурных образцов военной и гражданской авиатехники, в конечном итоге, снижает престиж российского авиапрома, приводит к финансовым потерям и ослабляет позиции РФ в международных тендерах». Однако на стенде РОЭ можно было своими глазами почти постоянное присутствие министров обороны зарубежных стран и других важных гостей, хотя о результатах этих встреч отрасль и госпосредник по традиции предпочитают не распространяться. Обычно это объясняют нежеланием потенциальных заказчиков региона раньше времени допускать огласку как деталей, так и самого факта ведущихся переговоров. Однако именно на этом салоне было ощущение, что публичной стороной тот же «Рособоронэкспорт» откровенно тяготился, присутствуя на одной из центральных региональных выставок как бы нехотя и сознательно без боя сдавая информационные позиции западным конкурентам.

Старичок Ми-2 стал единственным натурным образцом продукции отечественного авиапрома. Фото: П.2

Так, время в залах для пресс-конференций организаторы продавали слотами по 45 минут, и «Рособоронэкспорт» совместно с ФС ВТС ограничились несколько затянутым оглашением малоинформативного пресс-релиза, сопровождавшегося неважным — с оговорками, запинками и паузами — зачитыванием заранее подготовленного перевода. Примерно в середине процедуры отказала звукоусилительная аппаратура, которую до конца встречи с прессой так и не наладили. Что до вопросов, то их было позволено задать буквально пару-тройку, поскольку закончились забронированные 45 минут. Впрочем, зарубежные журналисты ни одного вопроса и не задали — похоже, они это мероприятие попросту проигнорировали. Чего не скажешь о презентации лайнера МС-21, которую на второй день салона провела «Корпорация «Иркут».

Себя показать

В этот раз в Дубае одной из интенсивно обсуждаемых тем стало ожидающееся появление на рынке магистральных лайнеров канадского, китайского и российского конкурентов Boeing и Airbus — первый полет C919 и МС-21 назначен на 2014 г., первый CSeries должен взлететь уже в следующем году. Как заметил в комментарии П.2 представлявший МС-21 вице-президент «Иркута» Кирилл Будаев, в Дубае корпорация ставила своей целью провести по-настоящему международную презентацию МС-21 — содержательно рассказать о проекте, ответить на вопросы, «показать себя». Строго говоря, рынок непосредственно Залива для МС-21 не является целевым — слишком прочны здесь позиции Boeing и Airbus. Однако дубайская выставка традиционно очень «гражданская», здесь уместно заявить о себе именно в контексте пассажирских перевозок.

Выступал г-н Будаев без переводчика, на английском языке (разочаровав кое-кого из отечественных обозревателей, этим наречием не владеющих), при этом не читал, а рассказывал — живо, содержательно, с юмором. Приводить цифры в здесь не станем, об этом отдельно. Заметим лишь, что хотя гейтов у МС-21 впереди еще немало, «Иркут» ведет себя уверенно, на цифры не скупится и очевидный оптимизм относительно этого лайнера подкрепляет конкретными аргументами.

Пресса, в том числе и зарубежная, презентацию восприняла с явным интересом — это было ясно по количеству и качеству вопросов, ни один из которых «Иркут» не проигнорировал. Как ехидно заметил в своей публикации The Economist, «появление канадцев, китайцев и русских дает козыри в руки авиакомпаний… Ryanair, использующий B737, уже дал понять, что ведет переговоры с Comac и «Иркутом» — теперь удержать лояльность перевозчика влетит Boeing в копеечку».

В общем, иной раз и без летающих образцов российский авиапром оставляет благоприятные впечатления.

Мечта вирпила

Хитом стенда ОАК стал так называемый 3D-симулятор истребителя МиГ-29. Сказать, что он пользовался популярностью — значит ничего не сказать: поток гостей не иссякал, а толстая тетрадка для отзывов на четвертый день выставки оказалась заполнена лишь чуть менее, чем полностью.

Представители инженерного центра МиГа поясняют, что на самом деле представлен был не симулятор, а исследовательский стенд. Симулятор — это уже готовый продукт, с конкретной функциональностью и четко сформулированными характеристиками. На салон же приехал стенд, на котором идет отработка решений и моделей. Из учебных моделей доступна была только одна — дозаправка в воздухе, хотя прорабатываются и другие — например, посадка на палубу. В разработке принимают участие студенты МАИ.

Кабина МиГ-29, полностью идентичная серийному самолету, с настоящими приборами и органами управления, расположена между массивной стойкой с оборудованием и экраном. В стойке — программно-аппаратный комплекс из полудюжины компьютеров, наверху — 3D-проектор, который выводит на экран двойную картинку, как в кино. Садишься в кресло, надеваешь очки, выдвигается штанга дозаправки — и заправочный конус, кажется, можно достать рукой, благо фонарь за ненадобностью отсутствует. Реалистичность — абсолютная (с точки зрения человека, никогда при дозаправке не присутствовавшего, конечно). Стенд порой подглючивал, как ему по статусу и положено, но нечасто.

Вот этот представитель местного авиапрома из компании Mubadala дозаправиться не смог, но овации внушительной стайки соотечественниц все равно сорвал — и теперь благосклонно приветствует их характерным жестом.

Как сообщил П.2 командир одной из британских эскадрилий Eurofighter Typhoon, участвовавших в операции против Каддафи, дозаправка для современных многоцелевых истребителей стала особенно актуальной — характер боевых задач все чаще предполагает необходимость находиться в воздухе по семь и более часов. Комфорт кабины и обеспечение миссии с точки зрения навигации и связи такую возможность дают, поэтому дозаправка — остро востребованный навык боевого летчика. Надо сказать, что по наблюдениям «хозяев» стенда, с дозаправкой МиГ-29 у всех западных гостей было ОК. О ситуации с отработкой дозаправки строевыми летчиками ВВС России П.2 не осведомлен.

Модель не для сборки

В информационном поле военный сегмент отечественного самолетостроения ярче всего был представлен УБС Як-130. О нем написала вся выставочная пресса первого дня салона — и, пожалуй, действительно жаль, что этот самолет не оказался в Дубае рядом со своим конкурентом, итальянским M346.

Презентация Як-130 на дубайском салоне проходила в контексте ожидавшейся (и состоявшейся 29 ноября) передачи начальной партии заказанных машин Алжиру, который стал первым зарубежным заказчиком Як-130. Як-130 позиционируется как универсальный и наиболее современный учебный самолет, пригодный для подготовки пилотов всех или почти всех современных истребителей. Это актуально для продвижения на рынки Залива и Ближнего Востока в целом, поскольку большинство арабских стран свои авиационные арсеналы пополняют и модернизируют без участия России, а вот с подготовкой летного состава там дело обстоит не самым блестящим образом. Як-130, по утверждению разработчиков, при необходимости может быть очень неприхотлив в управлении, а в варианте легкого боевого самолета это интересное предложение для тех стран, которым для их задач современные многоцелевые истребители избыточны, сложны или не по карману. Три тонны боевой нагрузки, управляемые авиабомбы калибра до 500 кг, пушечные контейнеры, ракеты Р-73, перспектива оснащения РЛС и ОЛС делают Як-130 подходящим выбором для использования в конфликтах низкой интенсивности и борьбы с разного рода повстанцами.

В Дубае особенно отмечалось наличие в M346 американских компонентов и, соответственно, отсутствие оных в Як-130. Учитывая склонность США внезапно запрещать поставки продукции с американскими технологиями или компонентами даже старым клиентам (Венесуэла, Иран) — такая особенность Як-130 не зря подчеркивается в ближневосточном регионе.

Развелось драконов нерезанных

Заметим, что по соседству с Россией на стенде китайского авиапрома зарубежные военные присутствовали постоянно. Вот, например, министр обороны Судана — проявляет живейший интерес к китайской продуктовой линейке. «А что, самолет маневренный?» — спрашивает суданец. «Ну еще бы — может и так, и эдак!» — китайский авиастроитель изображает затейливые «бочки» ладонями и даже приседает. «А по земле, скажем, может ваш самолет наносить удары?» — «Конечно, может — и по воздушным целям, и по наземным, по каким хотите!» Суданец очень внимательно слушает ответы китайца, со всех сторон осматривает модель и тоже приседает в свою очередь.

Два года назад в беседе с П.2 китайские представители утверждали, что их FC-1 пользуется огромным интересом со стороны африканских стран и Китай очень оптимистично смотрит на этот рынок. Сегодня AVIC прогнозирует на ближайшее десятилетие продажу 300—500 JF-17/FC-1. Не вполне понятно, впрочем, входят ли сюда те 200—250 самолетов, которые намерен закупить Пакистан для парирования индийской угрозы по итогам результатов тендера на 126 истребителей. О таких планах на ближайшие шесть-восемь лет сообщил на салоне главком ВВС Пакистана, при этом сроки и количество пока не утверждены и будут зависеть от состояния экономики страны. Кроме того, пакистанцы официально настаивают, что «их» JF-17 — не то же самое, что FC-1. Китайцы, кажется, склонны считать иначе.

Также стало очевидным, что не обделен вниманием и китайский УБС L-15. Нет, не надо бы им продавать аэрофинишеры — пускай корячатся.

Перспективы

Накануне салона ОАК распространила прогноз, согласно которому до 2025 г. в регионе будет продано около 90 боевых самолетов российского производства. Гражданских лайнеров предполагается продать 180 единиц до 2035 г. Заявлений о подписании контрактов либо соглашений со странами региона в ходе салона сделано не было — дополнительная информация по этим планам, видимо, ожидается в будущем.

Подготовил Руслан Алиев

Источник: ВПК.name – Новости Военно-Промышленного Комплекса России