Рейтинг СМИ

Посетите рейтинг сайтов СМИ. В рейтинге учавствуют лучшие СМИ ресурсы.

Перейти на Рейтинг
Home » События

Стропальщик иранских ВВС (Air Forces Monthly)

Понедельник, 31 октября 2011

На небольшой площадке 1-й Тактической истребительной авиабазы (ТИА), расположенной в аэропорту Мехраба, базируются самая маленькая эскадрилья иранских ВВС, на вооружении которой стоит два вертолета СН-47С Chinook, 11-я эскадрилья «Стропальщики». Вертолеты используются для плановой подготовки последних иранских вертолетчиков, могущих управлять этим типом вертолета, которые включают одного инструктора, двух первых пилотов, четырех вторых пилотов, четырех бортинженеров и шесть техников.

В конце 1970-х гг. у Ирана был крупнейший парк вертолетов СН-47 в регионе. В начале 1970-х гг. было принято решение о закупке СН-47С, которые по лицензии Boeing производила итальянская компания Augusta. Иран уже являлся крупным заказчиком итальянцев, у которых закупил большое количество вертолетов Augusta-Bell 205, 206 и лицензионный Sikorsky 61 Sea King. При поддержке иранского шаха, который имел обширное представление о предмете, руководство иранской армейской авиации и ВВС для начала решили приобрести шесть СН-47С, за которыми спустя несколько месяцев после поставки первых вертолетов последовали новые, еще более крупные контракты. При поставке с завода в 1971 г. первый вертолет нес код 610, и вместе со вторым поставленным вертолетом они были приписаны к вертолетному крылу 1-й тактической истребительной базы, дислоцирующейся в международном аэропорту Мехрабада. Уже на новом месте вертолеты получили серийные номера 5-201 и 5-202, четыре оставшихся вертолеты первого транша попали в армейскую авиацию.

Поставки в Иран бесперебойно продолжались до момента захвата американских заложников в посольстве США в Тегеране новым исламским режимом 4 ноября 1979 г. К этому времени было получено 60 вертолетов, хотя пять было потеряно в различных происшествиях. Иран заказал более 60 СН-47С, которые он рассчитывал добавить к уже существующему большому парку подобных вертолетов армейской авиации. Из них 19 стояли практически завершенными на заводе Elicotteri Meridionali во Фрозиноне, но из-за наложенного администрацией президента Картера эмбарго на экспорт американских вооружений все поставки были заморожены. 11 из этих вертолетов забрало американское правительство и передало их Национальной гвардии Пенсильвании.

По итогам межправительственных переговоров между Ираном и Италией в рамках секретной сделки в 1982 г Augusta поставила оставшиеся восемь вертолетов плюс еще четыре для армейской авиации Ирана.

Иранские стропальщики

В шахском Иране задачи СН-47С ВВС отличались от задач коллег в армейской авиации. Так, вертолеты ВВС в качестве основной задачи имели боевую поддержку саперов, которые должны были осуществлять починку поврежденных РЛС, станций РЭБ, пусковых площадок ЗРК; логистическую поддержку (например, срочную доставку запасных частей, оборудования и вооружения на авиабазу или РЛС, и в особенности поддержка деятельности разведывательных самолетов RF-4E 11-й тактической разведывательной эскадрильи на удаленных базах в ходе их секретных операций над странами персидского залива (к примеру, Ирака), или в районе иранской границы с СССР), заправку техники, перемещение топливных цистерн для заправки самолетов, а также колесно-гусеничной техники; поисково-спасательные операции и спасение самолетов, которые рассматривались как наиболее важные из всех.

Они также применялись для переброски запасных частей между подземным хранилищем ВВС в Касре Фирузехе (Qasre Firuzeh), расположенном на востоке Тегерана, и 1-й тактической истребительной базой, а также для VIP-перевозок между штабом ВВС в аэропорту Душан Таппеха и 1-й тактической истребительной базой.

Приобретение Chinook, имеющих превосходную грузоподъемность, впервые сделало выполнение большинства этих задач возможным, однако для этого требовалось не менее четырех вертолетов.

После поступления первых СН-47С в вертолетное крыло 1-ой тактической авиабазы в 1974 г. к ним прибавилось еще два вертолета, за которыми спустя год последовали пятый и шестой. Эти машины образовали новую эскадрилью – 11-ю «Chinook», получившей прозвище «Стропальщики». Северовосточная часть стоянки С-130 в аэропорту Мехраб была передана «Стропальщикам» вместе с небольшим зданием, которое вместило административные помещения, склад, помещение для предполетного инструктажа и молельную комнату. В период 1975-1979 гг. в составе эскадрильи имелся отряд по спасению самолетов и поисково-спасательная служба, которые несли постоянное дежурство. Эти вертолеты ежемесячно проводили как минимум два учения по поиску и спасению совместно со своими соседями из поисково-спасательного отряда на вертолетах Bell 214C.

К началу событий исламской революции 1979 г. имелись планы по созданию второй эскадрильи ВВС в 7-й тактической истребительной эскадрилье в Ширазе, в которой насчитывалось бы семь дополнительных Chinook, но они ни к чему не привели по причине революционных событий, которые ознаменовали эпоху репрессий, — в частности, эскадрилью пришлось покинуть всем женщинам. Затем последовал заговор против режима Хомейни, получивший название «Ножех», в котором приняли участие офицеры армии и спецслужб — впрочем, подавленный властями. В итоге более половины численности персонала ВВС было арестовано и брошено в тюрьмы, а часть из них приговорена к высшей мере наказания.

Стропальщики на войне [/b]

В сентябре 1980 г. началась война между Ираком и Ираном, которую предварял иракский воздушный налет на иранские тактические истребительные базы и западные аэропорты страны. Хотя иранцы были захвачены врасплох, наземным службам удалось рассредоточить летательные аппараты и спасти большинство из них от уничтожения. Вертолеты Bell 214C и три действующих СН-47С были эвакуированы в аэропорты Душан Таппех и Калех Моргхи в восточном и южном Иране. Оставшиеся два Chinook проходили ремонт, но остались невредимы. В последующие восемь военных лет пять Chinook отвечали за эвакуацию летательных аппаратов, в основном F-5E, F-5F и Bell-214C ВВС, а также вертолетов армейской авиации.

Были и более мрачные страницы. После применения С. Хусейном химического оружия против западных приграничных городов 26 декабря 1985 г. два СН-47С и два Bell 214C были направлены в пострадавшую местность для оказания помощи. Несмотря на американское оружейное эмбарго, в 1982 г. Augusta поставила иранцам 12 СН-47С и четыре ASH-3D Sea King, из которых два Chinook попали в ВВС.

В 1986 г. в Калех Моргхи было создано новое поисково-спасательное крыло , в которое вошло два С-130 из 12-й тактической транспортной эскадрильи, два Bell 214C из поисково-спасательной эскадрильи 1-й тактической истребительной авиабазы, пять только что полученных Pilatus PC-6B2-H2, три вертолета НН-43F и два СН-47С. До окончания войны 20 августа 1988 г. Chinook выполнили сотни вылетов с этой базы, эвакуировав множество сбитых самолетов и их экипажей как на территории Ирана, так и за его пределами.

[b]Послевоенное увядание

Обычное обслуживание Chinook всегда выполнялось в ремонтном подразделении 1-й ТИА, которое располагалось неподалеку от ангара для Fokker 27, принадлежащих 1-й Независимой тактической авиабазе в Мехрабаде. С 1974 г. крупные ремонты осуществлялись компанией Iranian Helicopter Support and Renewal Company (IHSRC). С окончанием войны в конце 1980-х гг. из-за американского оружейного эмбарго два Chinook стали источниками запасных частей, а с начала 1990-х гг. различные компании, посредники и брокеры по всему миру обеспечивали поставки запасных частей, двигателей и лопастей для иранских СН-47.

Благодаря этим усилиям 11-я эскадрилья обычно имела на вооружении четыре пригодных для полетов вертолета. Когда бригадный генерал Р. Пардис (Reza Pardis) стал главкомом ВВС 27 мая 2001 г., ему в наследство досталась сила, которая значительно ослабла из-за бюджетных ограничений. Из-за них не удавалось проводить обслуживание и ремонт парка летательных аппаратов, более половины которых были прикованы к земле и находились на хранении из-за нехватки запчастей и денег.

Из-за новых бюджетных ограничений в 2006 г. только один СН-47С (5-3905) мог подняться в воздух, оставшиеся шесть находились на хранении на территории авиабазы. В 2008 г. началась программа восстановления парка, в результате чего на IHSRC удалось отремонтировать и вернуть в летное состояние вертолет 5-9303, который находился на хранении с 1990-х гг. и имел наименьший налет из всего парка. Он был возвращен в ВВС в декабре 2009 г., за ним в январе 2011 г. последовал 5-9304.

Другой подход подразумевает проведение модернизации, включая установку двух многофункциональных ЖК-мониторов в кабине экипажа, монитора с перемещающейся картой местности и новое цифровое интегрированное радиооборудование. IHSRC заявило, что первые модернизированный Chinook будет поставлен ВВС до конца 2011 г. В 2002 г. IHSRC оснастила один Chinook ВВС и три армейских CH-47C ИК систем переднего обзора, но программа была прекращена из-за проблем с разработкой системы.

На сегодня 11-я эскадрилья CН-47С осуществляет плановые тренировки — не менее четырех летных смен в неделю, включая две на подготовку к ночным поисково-спасательным операциям. Кроме того, раз в месяц осуществляется учебный поисково-спасательный полет над Каспийским морем.

По мере выделения средств на нужды ВВС и усиления их возможностей по поддержанию летательных аппаратов в летном состоянии на протяжении многих лет будущее Стропальщиков иранских ВВС выглядит оптимистично.

Андрей Фролов

Источник: ВПК.name – Новости Военно-Промышленного Комплекса России