Рейтинг СМИ

Посетите рейтинг сайтов СМИ. В рейтинге учавствуют лучшие СМИ ресурсы.

Перейти на Рейтинг
Home » События

Лекарство для отечественного ОПК

Вторник, 30 марта 2010

Государство намерено ужесточить контроль за финансовыми потоками в оборонке

На прошлой неделе президент Дмитрий Медведев утвердил Основы государственной политики в области ОПК. Об этом глава государства заявил на встрече с вице-премьером Сергеем Ивановым. Документ, по сообщениям информагентств, определяет цели, задачи и стратегию развития ОПК до 2020 года и на дальнейшую перспективу. На встрече были обсуждены также проблемы повышения качества военной продукции и ближайшие планы оборонной отрасли.

О том, что в оборонке не все ладно, в последние годы говорилось немало на самом высоком уровне. Была даже образована межведомственная рабочая группа по модернизации и инновационному развитию ОПК. Ее руководителем назначен вице-премьер РФ Сергей Иванов. Но это ситуацию не переломило. На январском совещании в Воронеже, посвященном модернизации средств управления, разведки и связи, глава правительства Владимир Путин распекал ответственных лиц за невыполнение принятых ранее решений. «До настоящего времени не назначен генеральный конструктор по развитию автоматизированной системы управления Вооруженными силами, – отмечал премьер. – Не сформирована интегрированная структура, которая занималась бы выработкой и реализацией единой научно-технической политики в этой сфере».

Наверное, не случайно на вопрос президента, что должно стать главным в ближайшее время и в среднесрочной перспективе, куратор оборонки Иванов ответил: «Я считаю, что с точки зрения промышленной нам в первую очередь надо сконцентрировать свое внимание на развитии радиоэлектронного комплекса, элементной базы, потому что мы на совещании под вашим руководством эту тему обсуждали, без этого невозможно создать современные эффективные виды вооружений, будь то самолет, ракета, корабль. Это основа основ – радиоэлектронные комплексы, системы управления, целеуказания, высокоточное оружие. Вот всё это упирается в недостаточное развитие у нас этого сектора экономики».

Чем вызвана эта «недоразвитость», он уточнять не стал. Но уж точно не отсутствием средств. На техническое оснащение армии и флота идет пятая часть годового военного бюджета РФ. А по словам Путина, с начала кризиса государство направило в оборонку почти триллион рублей. Только в 2009 году были выделены субсидии в размере около 6 млрд. руб. на текущее кредитование предприятий, более 60 млрд. руб. предприятия получили в виде взносов в уставные капиталы. Выданы также 76 млрд. руб. госгарантий для них. В частности, Объединенная авиастроительная корпорация получила 34,6 млрд. руб., корпорация «МиГ» – 30 млрд., «Оборонпром» – 11 млрд., Двигателестроительный холдинг – более 10 млрд., концерн ПВО «Алмаз-Антей» – 5,4 млрд., компания «Сухой» – 3,2 млрд.

Вопрос только в том, куда и как расходуются эти деньги. Контроль за ними должен стать главной целью Основ государственной политики в области ОПК. Документ по поручению президента разработало Министерство промышленности и торговли вместе с Минобороны, Роскосмосом и другими профильными ведомствами. По словам вице-премьера Иванова, учтено все, и даже «возможные угрозы выполнения этого плана – как внешние, так и внутренние – с точки зрения недостатков нашей промышленности и экономики». Всего же в реализации документа примут участие 1729 предприятий, которые по официальному реестру входят в оборонно-промышленный комплекс. Основная нагрузка ляжет на недавно созданные вертикально интегрированные структуры – Объединенную авиастроительную и Объединенную судостроительную корпорации. Хотя радиоэлектроникой они не занимаются.

Недавно на совещании у премьер-министра был определен объем финансирования программы вооружений в процентах от ВВП. По словам Иванова, «кроме этого нам нужно на федеральную целевую программу около 100 миллиардов рублей в год до 2020 года». Вице-премьер считает, что только при таком финансировании будут полностью удовлетворены потребности Министерства обороны, МВД, ФСБ и других силовых структур.

Как удовлетворяются эти потребности – на расширенном заседании коллегии Федеральной службы по оборонному заказу (Рособоронзаказ) рассказал директор Рособоронзаказа Александр Сухоруков. Так, в минувшем году было проведено более 650 контрольных и надзорных мероприятий, в том числе 15 тематических проверок. Наиболее значимыми из них были проверки деятельности заказывающих управлений Минобороны России, МВД, МЧС, ФСБ, ФСИН России, Росатома и исполнителей с наибольшим объемом оборонного заказа. Анализ деятельности 187 организаций-исполнителей ГОЗ и исполнения более 8 тыс. государственных контрактов показал, что по вскрытым нарушениям в Главную военную прокуратуру, органы прокуратуры в регионах переданы материалы по 137 проверкам, по которым принимаются меры, предусмотренные законом.

Не отстают от поставщиков ВВТ и заказчики. Согласно официальному отчету Счетной палаты, поступившему в Совет Федерации, в минувшем году контрольные органы выявили в силовых структурах нецелевое расходование средств на 238 млрд. руб., половина из которых – более 116 млрд. – приходится на Минобороны. Кроме того, выявлены грубые нарушения бюджетной отчетности военного ведомства в общей сложности на сумму более 93 млрд. руб.

Возврат неправомерно полученных денежных средств за один только прошлый год превысил 97 млн. руб., что практически в два раза больше, чем в 2008 году. Кроме того, в части капитального строительства возмещен ущерб на сумму свыше 93 млн. руб. Уплата штрафов за административные правонарушения превысила 10 млн.

Контроль за тем, чтобы бюджетный рубль из объекта «освоения» стал средством увеличения поставок новейшего вооружения и техники и повышения их качества, вроде бы есть. Но эффективность и результативность этого контроля все еще остаются под большим вопросом.

Источник: ВПК.name – Новости Военно-Промышленного Комплекса России