Рейтинг СМИ

Посетите рейтинг сайтов СМИ. В рейтинге учавствуют лучшие СМИ ресурсы.

Перейти на Рейтинг
Home » События

Недопятый

Понедельник, 22 февраля 2010

Недавно в российской прессе была опубликована статья об очередной модификации истребителя «4++» поколения разработки ОКБ им. Сухого под названием «Сушка» недопятая». В соответствии с ней появление на российском рынке истребителя 5-го поколения следует ожидать к 2015 году, что подтверждается интервью с генеральным директором ОКБ. Примерно в это же время должно произойти принятие на вооружение и американского самолета F-35, который считается «младшим братом» многоцелевого истребителя 5-го поколения F-22A «Раптор». В настоящее время руководство МО США заработало себе серьезную «головную боль», поскольку в силу ряда причин летные испытания опытных образцов проведены не в полном объеме, а сама программа давно уже вышла за пределы выделенных средств и нарушила все сроки разработки.

Авторы данной статьи уже сообщали о ходе работ по созданию палубного варианта этого истребителя F-35С. Еще тогда было ясно, что в процессе разработки появились существенные проблемы, вызвавшие затягивание сроков принятия самолета на вооружение и серьезное удорожание программы в целом. Кроме этого, после неоднократных корректировок планов оказалось, что заявленные основные параметры самолета могут быть реально проверены в ходе летных и наземных испытаний только в период с 2010 по 2015 годы. А ведь программа идет уже с 2001 года. Вполне естественно, что данный факт заставляет призадуматься как официальных, так и потенциальных заказчиков самолета.

Напомним, что в рамках программы JSF разрабатывается 3 варианта самолета: обычного взлета и посадки аэродромного базирования (F-35А), палубного базирования (F-35С) и самолет КВВП (короткого взлета и вертикальной посадки) F-35B. Истребители семейства F-35 должны были в ближайшей перспективе заменить целый ряд самолетов, таких, как А-10 и F-16 в ВВС США, F/А-18 и АV-8В в авиации ВМС и КМП.

Раструбив на весь мир о скором создании нового истребителя 5-го поколения F-35, руководство МО США уговорило своих союзников по НАТО, и не только их, вложить в проект немалое количество денег. Таковых оказалось несколько стран: Великобритания, Италия, Нидерланды, Турция, Канада, Дания, Норвегия, Австралия, Израиль, которые также рассчитывали заменить в скором времени часть своих устаревших самолетов таким многообещающим истребителем. В данной нише мирового рынка вооружений США явно стремились опередить своих европейских коллег, которые уже предлагают на экспорт такие самолеты, как EF-2000 «Тайфун» и «Рафаль». Традиционные покупатели американской авиатехники, в частности F-16, которых в мире продано несколько тысяч единиц, конечно же, были не прочь заменить выработавшие свой ресурс истребители на новые F-35.

Однако на деле получился большой конфуз… Комиссия Конгресса США в ходе разбирательства обнаружила, что программа серийного производства ранее запланированных 2458 самолетов (модификации F-35А, В и С) сдвигается не менее чем на 7 лет и продлится вплоть до 2034 года. При этом оценка полной стоимости проекта значительно увеличилась и составила уже около 1 триллиона долларов (300 млрд долл. на закупку и 650 млрд долл. на обслуживание и эксплуатацию в течение жизненного цикла). Как выяснилось, в общей стоимости программы почему-то не были учтены расходы на альтернативный двигатель F136 (6,8 млрд долл.), военное строительство (1,8 млрд долл.), расходы на инструмент и оборудование (2–3 млрд долл.) – всего около 10 млрд долл.

Финансовые проблемы всех участников проекта усугубляются тем, что ввиду отсрочки с F-35 необходимо срочно латать непрерывно расширяющуюся брешь в устаревающем самолетном парке. Но чем? США, конечно же, могут дополнительно закупить самолеты F-22А для ВВС и F/А-18Е/F для авиации ВМС. Другим странам США наверняка тоже предложат свои F/A-18Е/F «Супер Хорнет», а вот продавать на экспорт сверхсекретные F-22А они явно пока не намерены, даже Австралии и Дании, которые уже высказывались о своей готовности к этому.

В результате в апреле текущего года руководство МО Австралии подписало с ВМС США контракт стоимостью около 2,9 млрд долл. на покупку 24 новых F/A-18Е/F «Супер Хорнет». Эти самолеты к 2010 году заменят снимаемые с вооружения 30 устаревших истребителей F-111, и в течение переходного периода, до поставки новейших F-35 «Лайтнинг II», будут использоваться наряду с 80 модернизированными истребителями F-18C/D «Хорнет». Дания также объявила тендер на замену своих устаревших F-16, и тоже в качестве одного из кандидатов рассматривает истребители F/A-18Е/F «Супер Хорнет».

А что предпримет Великобритания, которой надо срочно менять устаревшие «Харриеры»? Опять в очередной раз модернизировать? Есть еще целый ряд потенциальных покупателей самолетов F-35, которые в данной ситуации теперь уже будут выжидать и более внимательно присматриваться к рынку. Например, Япония тоже проявляла интерес к F-35, но теперь намерена если уж и закупать в будущем новый самолет, то не хуже чем F-22А, а пока модернизирует свои устаревшие самолеты F-2.

Таблица 1 Динамика изменения параметров программы создания самолета F-35

Так в чем же заключается «недопятость» самолета F-35? Проблемы с разработкой самолета нарастали постепенно. Ежегодные проверки и отчеты фирмы-разработчика «Локхид Мартин» отмечали постепенное увеличение расходов на программу, но первоначально это никого особо не тревожило, поскольку при создании новой системы оружия это обычное дело. Однако время шло, к программе подключились союзники и будущие покупатели, а дело продвигалось медленно. Сроки начали поджимать, проверка 2007 года показала увеличение стоимости закупок по программе более чем на 23 млрд долл., серийное производство еще не начиналось, поскольку летные испытания в 2007 году проводились всего на 1 опытном самолете F-35АА-1 (19 полетов за год) и то на не полностью оснащенном необходимым бортовым оборудованием. Кроме того, в процессе испытаний произошли три инцидента, из них два – с лопатками двигателя, что серьезно затормозило программу. Некоторое время еще удавалось сдерживать рост стоимости разработки путем частичного снижения требований по программе, отмены необходимости разработки альтернативного двигателя, а также расходованием резервных средств. Тем не менее, дальнейший рост стоимости программы продолжался (см. таблица 1), что привело к неизбежному разбирательству в «верхах».

Первый опытный экземпляр самолета F-35 (AA-1) для летных испытаний

Попытки урегулирования не принесли ожидаемых результатов, сроки срывались, стоимость работ постоянно росла. На программу уже было израсходовано 2/3 выделенных бюджетом средств, а объем выполненных работ не дотягивал даже до 50%. В результате руководство МО США в начале 2008 года уже отчитывалось перед комиссией Конгресса. Независимые оценки показали, что реальная стоимость программы была первоначально занижена примерно на 38 млрд долл., а сроки разработки реально отстают от запланированных ранее на 12–27 месяцев. Было отмечено, что это одна из самых сложных программ, когда-либо разрабатываемых МО США, в рамках которой должны быть созданы сразу 3 разных образца. При этом было отмечено наличие значительного риска возрастания закупочной стоимости самолета и снижения уровня унификации этих образцов относительно заложенных в программе.

Ежегодное финансирование программы поставок самолетов F-35

Другой отличительной чертой этой программы является беспрецедентный уровень необходимого ежегодного финансирования, который составляет в среднем 11 млрд долл. в течение двух десятков лет. И это при дефиците бюджетных средств и финансовом кризисе! Тем не менее, разработка самолета находится на такой стадии, что отступать некуда, надо двигаться вперед, поэтому руководство МО США постаралось убедить и Конгресс, и своих союзников, что деньги потрачены не зря и все возможности довести этот истребитель «до ума» имеются. При этом срок принятия решения о начале полномасштабного серийного производства отложен до 2013 года.

Однако не все так просто. Уж больно «лакомый кусочек» представляет из себя программа самолета F-35. На такие деньги всегда найдется масса претендентов. И вот один скандал порождает другой. Давно известно, что наиболее крупные портфели заказов в области авиационной техники МО США обычно отдает только небольшой группе из 5-6 наиболее крупных и известных компаний. При этом, конечно, соблюдаются все юридические нормы, все участвуют в тендерах и т.д., но как только представляется случай, один партнер готов всеми правдами и неправдами перехватить заказ у другого.

Эта классика четко проявилась в ситуации с самолетом F-35, именно здесь «Боливар двоих не выдержал». Фирма «Боинг», которая вместе с «Локхид Мартин» еще недавно участвовала (и проиграла) в тендере по созданию экспериментальных образцов самолета в рамках программы JSF, теперь пытается явно очернить своего бывшего соперника. Аналитики компании заявили в прессе, что со всеми задачами, для которых предназначены истребители F-22A «Рэптор» и F-35A «Лайтнинг II», способны справиться уже существующие (или усовершенствованные) самолеты США. Вместо создания «бесполезных» и очень дорогих самолетов F-35, освободившиеся средства уже сейчас следует направить на создание истребителей следующего, шестого поколения, считают в компании «Боинг».

Планируемый график ежегодных поставок самолетов F-35 для ВС США и зарубежных партнеров

В своих публикациях руководители «Боинга» утверждали, что дата начала серийного производства F-35 (назначенная на конец 2008 года) вновь будет перенесена на более поздний срок, и что будущие расходы по программе превысят ее текущий бюджет на 10 млрд долл.

Эти высказывания тут же вызвали бурю негодования со стороны американских военных. «Очевидно желание компании «Боинг», проигравшей со своим прототипом XF-32 в тендере JSF, урвать кусок у конкурентов», – отметил генерал-лейтенант Чарльз Дэйвис, исполнительный директор программы JSF, в рамках которой создается F-35. Весьма откровенное и жесткое интервью генерал дал изданию «Флайт дэйли ньюз» (Flight Daily News) накануне открытия авиасалона в Фарнборо.

Что же так задело генерала? Дело в том, что именно фирма «Боинг» и производит эти уже существующие F-22А и усовершенствованные самолеты 4-го поколения F/А-18Е/F «Супер Хорнет». И если ее глас будет услышан, то понятно, кому достанется этот «лакомый кусочек». Пока же, как минимум, две страны-участницы проекта JSF – Австралия и Дания – услышали этот глас и, возможно, приобретут самолеты F/A-18E/F вместо F-35.

«Покупатели всего лишь делают выбор среди доступных предложений. Следует уважать их решения», – комментирует ситуацию руководство фирмы «Боинг», отмечая в качестве рекламы своих самолетов, что «Боинг», не выходя из бюджета, уже построил более сотни самолетов F/А-18Е/F «Супер Хорнет» и сделал это в срок, тогда как расходы на программу F-35 увеличились вдвое с 2001 года, а отставание программы от первоначального графика составляет уже 18 месяцев.

Эта полемика в прессе продлится еще долго, пока же из генеральских уст вышло утверждение, что самолет F/А-18Е/F «Супер Хорнет» относится всего лишь к поколению «4,75» (это примерно как «4++» у нас в России), тогда как F-35 «Лайтнинг II» – это принципиально новый, революционный самолет.

Следует отметить, что определенная доля истины есть в высказываниях обеих сторон. Действительно, F-35 – самолет принципиально новый, аналогов ему просто нет. Программу JSF в последнее время «лихорадит» по срокам, особенно это касается версии F-35B с укороченным взлетом и вертикальной посадкой, которая предназначена для палубного базирования и, как ожидается, сможет поступить на вооружение не ранее 2015 года.

По-видимому, руководство МО США не будет пока прислушиваться к высказываниям фирмы «Боинг» и гнаться за двумя зайцами сразу. До 6 поколения истребителей пока далеко, поэтому военные будут и дальше высказываться за продолжение программы самолета F-35, поскольку это вполне соответствует давней традиции ВВС и МО США – всегда иметь на вооружении два типа истребителей. При этом один всегда более сложный и дорогой, другой – попроще и подешевле, а боевые задачи они выполняют вместе, дополняя друг друга. Так было с истребителями F-15 и F-16, ранее с F-4 и F-105 во время войны во Вьетнаме, а еще раньше с F-86 и F-84 в Корее.

Таким образом, проблемы, связанные с разработкой, испытаниями и поставками семейства многоцелевых истребителей F-35, являются одними из наиболее актуальных для руководства ВВС США, а также для зарубежных партнеров, которые начинают искать альтернативные, более «осязаемые» варианты обновления своего устаревающего парка истребителей.

Валерий АНТОШИН, Евгений КОНДРАТЮК

Журнал “Авиапанорама” 6-2009

Опытный самолет КВВП F-35B

Источник: ВПК.name – Новости Военно-Промышленного Комплекса России