Рейтинг СМИ

Посетите рейтинг сайтов СМИ. В рейтинге учавствуют лучшие СМИ ресурсы.

Перейти на Рейтинг
Home » События

Правительство РФ одобрило госпрограмму РФ «Развитие авиапромышленности на период с 2013 по 2025 гг.»

Воскресенье, 25 ноября 2012


Ил-476

ЦАМТО, 26 ноября. Как уже сообщалось, правительство РФ 23 ноября одобрило госпрограмму РФ «Развитие авиапромышленности на период с 2013 по 2025 гг.». Проект программы на заседании правительства представил министр промышленности и торговли Денис Мантуров.

Ввиду важности темы, выступление Д.Мантурова на заседании правительства приведено полностью в изложении пресс-службы Минпромторга РФ.

Д.Мантуров: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! Дмитрий Анатольевич, если Вы позволите, я Вам передам «Форсайт» (научный журнал), который мы подготовили вместе с научными специалистами и, в том числе, использовали его как материал для госпрограммы. С ним ознакомились, в том числе, и эксперты Открытого правительства и также давали рекомендации по поводу этого материла. Я хотел бы кратко охарактеризовать нашу авиационную промышленность и в целом мировую авиационную промышленность, которая динамично развивается даже на фоне затянувшегося кризиса, и к 2025 году объем продукции этой индустрии должен увеличиться почти в 2 раза. Острая конкуренция заставляет лидеров мировой авиаиндустрии непрерывно совершенствовать все элементы авиационной техники и использовать новейшие технологии, конструкции и материалы. Авиационная промышленность стимулирует развитие смежных отраслей и передовых технологий, создавая значительный мультипликативный эффект.

Важнейшую роль играет авиастроение – и в обеспечении обороноспособности и национальной безопасности. В мировом экспорте вооружения доля авиационной техники к 2025 году превысит 70%. На текущий момент мы по-прежнему сохраняем устойчивые позиции в военном сегменте, но слабые в гражданском, за исключением вертолетостроения и некоторых видов авиационных компонентов.

С 2005 года началось существенное увеличение бюджетного финансирования авиационной промышленности. Поддержка отрасли в период кризиса позволила сохранить положительную динамику и обеспечить устойчивость предприятий авиационной индустрии. Нам удалось многое сделать. Запущен в серию самолет Sukhoi Superjet – первый гражданский самолет, разработанный в постсоветское время. Проект строился на принципах масштабной международной кооперации с ориентацией на мировой рынок. Впервые в России проектирование велось полностью в цифре. Для этого самолета был разработан совместно с нашими французскими партнерами двигатель SaM146.

Разработан и проходит государственные испытания военно-транспортный самолет Ил-476. Ведутся работы по созданию истребителя пятого поколения. Был поставлен на вооружение новейший ударный вертолет Ми-28Н.

Но, к сожалению, по серийно выпускаемым гражданским самолетам мы не смогли выйти на запланированные показатели по причине факторов, ограничивающих нашу конкурентоспособность.

Целью представленной программы является создание конкурентоспособной авиационной промышленности, что обеспечит постепенный рост доли гражданской российской техники на мировом рынке при сохранении позиций в военном сегменте.

Для достижения поставленной цели необходимо решить четыре ключевые задачи.

Во-первых, мы должны сформировать организационные условия для эффективного развития отрасли. Отечественные предприятия должны стать компаниями мирового уровня. Необходимо повысить эффективность корпоративного управления и завершить реструктуризацию активов в отрасли. Для обеспечения развития рынка авиационной техники необходимо сформировать эффективную систему послепродажного обслуживания, развивать систему поставщиков и корпоративные научные центры.

Вторая задача – формирование конкурентоспособной продуктовой линейки и обеспечение серийного выпуска авиационной техники. В соответствии с заявленными принципами реализации программы государственная поддержка будет сфокусирована на нескольких ключевых проектах. В первую очередь это МС-21 и многоцелевой самолет фронтовой авиации пятого поколения. Ведутся работы по созданию перспективного скоростного и легкого вертолета. Причем по легкому вертолету мы пошли сознательно на международную кооперацию, поскольку у нас не было достаточного опыта и компетенции по этому сегменту, и мы с итальянской компанией «Агуста/Уэстленд» будем совместно создавать этот вертолет. Особенность этого проекта заключается в том, что он будет реализован полностью за внебюджетные средства, и только 20% мы планируем уже на завершающей стадии направить именно на сертификацию и адаптацию к рынку. Также разрабатываются новая интегрированная модульная авионика и перспективные агрегаты в рамках проекта под названием «Полностью электрический самолет».

Третьей задачей является современная научно-техническая производственно-технологическая база. Программой предлагается внесение изменений в управление отраслевой наукой, которая позволит наладить эффективную систему управления научными исследованиями в отрасли, в том числе создать механизм, обеспечивающий координацию и проведение исследований и разработок перспективных технологий между научными организациями и промышленностью.

В соответствии с этим подходом мы завершаем сегодня работу над созданием единого научно-технического центра им. Жуковского. Предусматривается создание единой структуры, координирующей все научные работы. Для выполнения научной части программы разрабатывается национальный план развития науки и технологий в авиастроении на период до 2025 года и на последующую перспективу, а также комплексный план научно-исследовательских работ и развития экспериментальной полигонной базы. Промышленность будет принимать активное участие в постановке задач для науки и приемке результатов, это существенно расширит круг потенциальных исполнителей научных работ.

Важной задачей будет проведение независимой экспертизы на всех стадиях создания авиационной техники, включая ее сопоставление с мировым уровнем. Результатом выполнения программы должно стать значительное снижение аварийности, уровня шума, расхода топлива и ряд других показателей, которые позволят российской технике получить конкурентное преимущество на мировом и отечественных рынках.

Четвертой задачей ставится обеспечение доступа предприятий отрасли к рынку капитала, привлечение финансовых ресурсов на условиях, сопоставимых с конкурентами, и эффективная система поддержки продаж авиационной техники. Будет продолжена адаптация мер поддержки отрасли с учетом членства России в ВТО. Кроме существующих, будут дополнительно разработаны такие инструменты, как субсидирование первичных продаж и возвратное финансирование. Прорабатывается механизм предоставления гарантий остаточной стоимости воздушных судов. На первом этапе реализации программы основным источником финансирования мероприятия будут бюджетные средства. Начиная с 2020 года, основным источником ресурсов в отрасли станут инвестиции самих компаний. Государственные средства будут направляться на формирование научно-технического задела, техперевооружение и поддержку продаж.

В результате реализации программы в отрасли произойдут не только количественные, но и качественные изменения. В 3,5 раза увеличится выручка предприятий отрасли, в 9 раз вырастет производительность труда и изменится структура производства. Должна увеличиться доля российских компаний на мировом рынке. Авиастроение – динамичная отрасль, поэтому предлагаемая программа является живым документом, который будет регулярно уточняться, корректироваться и развиваться с учетом появления новых игроков и развития технологий.

В рамках обсуждения проекта с Открытым правительством в ходе экспертных дискуссий мы получили ряд замечаний, предложений, которые в основном учли в итоговом документе. Но, как известно, подготовка самой программы – это полдела. Самое главное – это система реализации программы. Именно поэтому был подготовлен план реализации программы, а также детально прописан механизм ее управления. В соответствии с планом ежегодно будет осуществляться мониторинг результатов реализации по целевым индикаторам, будут уточняться мероприятия и приниматься решения по корректировке показателей программы в случае необходимости. Именно поэтому мы предложили внести в протокольный проект сегодняшнего заседания Правительства поручение, которое предусматривает уточнение параметров программы в следующих бюджетных циклах.

Также совместно с организациями отрасли и эксплуатантами мы продолжим работу по совершенствованию мер стимулирования продаж авиационной техники и развития сервиса. В ходе реализации программных мероприятий будет регулярно проводиться оценка эффективности отдельных проектов и оптимизация портфеля продуктов с уточнением направления и развития ключевых сегментов рынка. Представленная программа в качестве ключевого критерия нацелена, прежде всего, на экономическую эффективность полученных результатов как в отношении новой авиационной техники, так и в отношении системных мероприятий, направленных на реорганизацию и развитие отрасли. Программа согласована со всеми заинтересованными ведомствами.

Стенограмма выступления Д.Мантурова размещена в открытом доступе на сайте Минпромторга РФ.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «РАЗВИТИЕ АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ» НА 2013–2025 ГОДЫ – Скачать документ (pdf, 1.58Mб)

Источник: ВПК.name – Новости Военно-Промышленного Комплекса России