Рейтинг СМИ

Посетите рейтинг сайтов СМИ. В рейтинге учавствуют лучшие СМИ ресурсы.

Перейти на Рейтинг
Home » События

Министр промышленности РФ подставил плечо казанскому "Фермеру"

Вторник, 17 июля 2012


Одноместный одномоторный сельскохозяйственный самолет “Фермер-2″ разработки казанского ООО “Фирма “МВЕН”

Новый сельскохозяйственный самолет от фирмы МВЕН начали готовить к запуску на рынок

Руководство РТ, похоже, проявляет авиалоббистские устремления, причем успешные. В начале июня стало известно, что Казань “отняла” у Воронежа, Ульяновска и Самары производство грузового гиганта Ан-70. Теперь, по данным “БИЗНЕС Online”, минпромторг РТ при помощи федерального профильного министерства продавил сертификацию созданного казанской фирмой МВЕН легкого самолета для авиационно-химических работ “Фермер-500″. Утверждают, что “Ан” пролоббировал непосредственно Рустам Минниханов. Что касается МВЕН, то известно благоволение президента РТ к этой фирме.

Минпромторг РТ начал продвигать сельхозсамолет

Авиационный регистр Межгосударственного авиационного комитета (АР МАК) провел в Казани макетную комиссию самолета “Фермер-500″. Об этом “БИЗНЕС Online” сообщил генеральный директор ООО “Фирма “МВЕН” Виктор Ермоленко. Это долгожданный первый шаг процесса получения машиной сертификата типа, по сути, открывающего ей прямую дорогу на рынок России и СНГ. “Процесс сертификации сдвинулся благодаря министерству промышленности и торговли Татарстана, от Мантурова (Денис Мантуров – министр промышленности и торговли РФ – авт.) письмо было (в АР МАК – авт.), – сообщил Ермоленко”.

Напомним, что впервые “Фермер” (модель “Фермер-2″) взлетел в 2002 году. На сегодня построено восемь самолетов, периодически работающих на Дальнем Востоке и в Казахстане. Это единственный в России успешный проект специализированного сельскохозяйственного самолета. Стоит машина – $150 тыс., западне аналоги – по $300 тыс. “Фермеры” имеют сертификаты единичного экземпляра воздушного судна, что соответствует европейскому и американскому сертификату Experimental, а для массового производства необходим сертификат типа.

Назвать срок окончания сертификации Ермоленко затруднился: “Это сложный вопрос. Мы ставим срок в год. Это, конечно, оптимистичный прогноз – за такие сроки самолеты обычно не сертифицируются. В нашем случае процесс может быть ускорен за счет того, что “Фермер” летает давно”. В МВЕН говорят, что при сохранении общей аэродинамической схемы “Фермер-500″ более универсален и производителен, грузоподъемность повышена с 250 до 500 кг химикатов. Стоимость машины увеличивается до $170 тыс.

“Фермеру” не хватает лоббистов

На “Фермер-500″ сделало ставку правительство Казахстана, построившее при участии МВЕН в Карагандинской области завод “Сумкар”, на котором и будет выпускаться этот самолет. Потребность Казахстана в таких машинах оценивается в 350 бортов. В этом году предполагается собрать 10 “Фермеров”, а с 2013 года завод должен выйти на проектную мощность первой очереди – 36 самолетов в год. Вопросы казахстанской сертификации решаются на месте. “В Казахстане все очень здраво решается на уровне местных авиационных властей, – рассказал “БИЗНЕС Online” после открытия предприятия заместитель генерального директора МВЕН Михаил Невельский. – Но это, конечно, не снимает с нас задач по полноценной сертификации”.

Однако в апреле этого года на портале “Финам” появилась статья, в которой говорилось, что власти Казахстана охладели к проекту “Сумкар”. Вывод был сделан на основании того, что в середине апреля минтранс Казахстана объявил о презентации “первого казахстанского самолета” – “Арай” (“Утренняя заря”), а о начале выпуска “Фермеров” ничего не слышно.

Конкурент казанской машины называется CH8000AG, это модификация самолета СН801 от канадской компании Zenair, выпускающегося в виде “набора для сборки”. Стоимость “Утренней зари” – $175 тыс. Собирает самолеты базирующееся неподалеку от Алматы ТОО “АвиаМастер Эйркрафт”… Кстати, “Фермер” стал причиной перепалки в казахстанских СМИ. Оппозиционная пресса называет “Сумкар” очередным дутым проектом Нурсултана Назарбаева. Другая сторона отвечает, что для оппозиции в своей стране все режет глаз, и она передергивает факты, чтобы нагнетать негативное отношение к развитию республики… В МВЕН “Арай” конкурентом не считают, настаивая, что он “предназначен для того, чтобы людей катать, а не химию распылять”. Кстати, “АвиаМастер Эйркрафт” предлагало МВЕН организовать сборку “Фермеров”, но казанцы отказались. Вместе с тем, в МВЕН признают, что с “Сумкаром” есть процедурные проблемы (“Понятно, что все гладко бывает только на бумаге”), а “АвиаМастер Эйркрафт” имеет лобби в минтрансе Казахстана.

“Фермер” проигрывает “Араю” схватку за серьезные бюджетные средства Казахстана из-за недостаточных усилий лоббистов татарстанского производителя, считает “Финнам”. На этом информационном фоне и началась процедура сертификации “Фермера” АР МАК.

Один из “фирменных знаков” РТ

Кстати, любопытно упоминание о письме Мантурова.

МВЕН в Татарстане уже много лет – что-то вроде обязательного элемента в витрине выставки “достижений народного хозяйства” республики. Если на каком-нибудь мероприятии надо продемонстрировать “инновационный потенциал” РТ, вместе с гигантами обязательно покажут и маленький МВЕН – дескать, а у нас вот еще и такая диковинка есть. Но на большее интереса у республики не наблюдалось. Однако ситуация как будто начала меняться. В конце 2010 года МВЕН привлекли как экспертов-оппонентов к обсуждению проекта производства в РТ самолетов австрийской фирмы Diamond Aircraft Corporation. В итоге, от проекта отказались… В апреле 2011 года депутаты Госсовета РТ, проводя выездное заседание комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству, специально посетили МВЕН.

15 марта этого года в Казани прошло первое заседание созданного минпромторгом РФ координационного совета по промышленности. На форум собрались руководство министерства во главе с Мантуровым, госкорпораций, регионов, топ-менеджмент татарстанской оборонки. Тоже была “выставка достижений”, и, проводя экскурсию для Мантурова, Минниханов выделил экспозицию МВЕН – как знанием предмета, так и подчеркнуто свойским общением с Ермоленко. “Очень талантливые ребята!” – отрекомендовал мвеновцев Мантурову Минниханов. Видимо месседж достиг цели.

Кстати, премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву во время его недавнего визита в Казань (тогда он и объявил о производстве на базе КАПО Ан-70) также презентовали продукцию МВЕН – “Фермера” и четырехместный самолет “Мурена” (сейчас изготавливается машина для летных испытаний). Как рассказал “БИЗНЕС Online” Ермоленко, премьер достал камеру и сфотографировал самолет. Авиации Татарстана нужны лоббисты на самом верху.

Ниша сельхозавиации пока свободна

Стар сертификации “Фермера” “БИЗНЕС Online” прокомментировал главный редактор агентства АвиаПорт.Ru Олег Пантелеев:

- Сертификация – принципиально важный вопрос, решение которого должно заметно повлиять, в первую очередь, на рыночные перспективы “Фермера”, причем не только в России, но и в Казахстане, в свете планируемого производства этих самолетов на местном сборочном предприятии. Ведь если коммерческие эксплуатанты приобретут сертифицированный самолет, им не нужно будет проходить дополнительные процедуры, связанные с получением сертификата единичного экземпляра воздушного судна. То есть это будет гарантированно работоспособная и безопасная конструкция, которая, что называется, готова к применению на полях, что будет выгодно отличать самолет компании МВЕН от конкурентов. Кто они? Ни одного сельскохозяйственного самолета такой размерности в России не сертифицировано. Что летает сейчас на авиахимработах? Ан-2 в сельскохозяйственном варианте. Но экономика эксплуатации этих самолетов построена на том, что авиахимработы на них выполняются, условно говоря, в режиме партизанщины, то есть полностью нелегально. Еще есть мотодельтапланы, дооборудованные приспособлениями для внесения химикатов. Они не слишком благоприятны с точки зрения воздействия на здоровье пилота, и опять-таки работы преимущественно выполняются, мягко говоря, не слишком легально. Специализированных сельхозсамолетов очень немного.

Проект “Сухого” Су-38 забуксовал, и сейчас все опытные образцы, насколько я понимаю, стоят в Жуковском. Попытки привести на российский рынок иностранные самолеты аналогичного назначения пока еще не привели к сколь-либо массовому распространению этих машин. Из самолетов (именно самолетов) сейчас более-менее активно используются самоделки. Но они не имеют сертификата и сколь-либо развернутого сервиса, и остаются фрагментарными решениями, которые хороши для выполнения работ одним-двумя частными предпринимателями, но очень не подходят для формирования парка компания, которая бы могла бы специализироваться на масштабном оказании услуг в области авиахимработ.

Тимур Латыпов

Источник: ВПК.name – Новости Военно-Промышленного Комплекса России